Важно сохранить научно-методическое единство

Ректор Марина Боровская встретилась с научно-педагогическим коллективом Института филологии журналистики и межкультурных коммуникаций. Темой встречи стало обсуждение проблем и перспектив журналистского образования в ЮФУ.

На суд ректора ЮФУ, коллектива института и приглашенных экспертов были представлены две концепции видения будущего журналистского образования в университете.

Марина Боровская, открывая слушания, подчеркнула, что особую актуальность дискуссии придает и то обстоятельство, что готовить специалистов в сфере журналистики и pr сегодня берутся многие региональные вузы, а некогда сильная школа подготовки журналистов в ЮФУ стала терять свои позиции и авторитет.

 

Первым свою концепцию развития журналистского образования в университете представил директор научно-образовательного центра «Новые медиа» Владимир Колодкин. По его мнению, главными проблемными моментами существующей системы подготовки журналистов является отсутствие гибкости, а, соответственно, вариативности программы подготовки.

Поэтому сам Колодкин предложил образовательную программу, сформированную с учетом требований нового стандарта в виде матрицы компетенций. При этом он считает необходимым на всех этапах реализации программы знать и учитывать мнение студентов, предлагая каждую неделю проводить встречу студентов с преподавателями и приглашенными экспертами. На 3-4 курсе, по мнению директора «Новые медиа», студенты- журналисты смогут пройти специализацию, выбрав курсы по различным медиа: печатным или электронным.

Вторую концепцию представила преподаватель кафедры теории журналистики Александра Быкадорова. Она высказала мнение о том, что существующая в настоящий момент система показывает высокую эффективность и качество подготовки. Это, считает она, доказывают высокие показатели по трудоустройству выпускников отделения журналистики 2014 года. Поэтому все плюсы существующей системы необходимо сохранить и в дальнейшем.

Быкадорова также высказала мнение о том, что в перспективе необходимо продолжать реализовать идею подготовки в ЮФУ конвергентных журналистов, для чего в институте необходимо создать специальную ньюс-рум, в которой студенты смогут получать практические навыки в профессии. Она также подчеркнула особенную важность ведения со студентами внеучебной работы.

Преподаватели и сотрудники ИФЖМ, обсуждая представленные концепции, в основном посчитали, что представления коллег о будущем журналистского образования по большей части сходятся. По мнению заведующего кафедрой теории журналистики Евгения Ахмадулина, важность подобного широкого обсуждения перспектив журналистского образования давно назрела. Последнее подобное обсуждение состоялось еще при ректоре Жданове, когда отделение журналистики выделилось из филологического факультета. В то время, подчеркнул Ахмадулин, отделение журналистики университета стабильно входило в пятерку лучших по стране.

По мнению профессора кафедры речевой коммуникации и издательского дела Галины Рахимкуловой существенно более серьезный акцент необходимо сделать в языковой подготовке будущих журналистов.

Журналист и ведущая ТРК «Дон ТР» Ангелина Галич подчеркнула, что несмотря на то, что в последние несколько лет качество подготовки журналистов ухудшилось, выпускники ЮФУ сильно отличаются более высоким уровнем подготовки от выпускников других вузов. Необходимо в этом смысле сохранить традиции университета и высокий уровень преподавания.

С ней согласился политолог Сергей Смирнов, высказавший мнение о том, что абитуриенты идут не на материально-техническую базу, а на преподавателей, на ученых с именами.

Доцент кафедры истории журналистики Алла Беспалова напомнила, что дискуссии о судьбах подготовки в сфере журналистики проходят чуть ли не с момента зарождения самой профессии. И в газетах начала прошлого столетия можно найти такие обсуждения. По ее мнению, могут существовать и реализовываться авторские курсы, но не может быть авторской образовательной программы. Медийная среда развивается так стремительно, что бессмысленно и нецелесообразно образованию ее пытаться догонять. Необходимо готовить специалистов, которые будут востребованы в будущем. Кроме того, считает Беспалова, специалисты должны быть в большей степени ориентированы на работу в региональных СМИ.

Подводя итог обсуждения, ректор Марина Боровская особо подчеркнула, что при реализации гибких образовательных траекторий очень важно не потерять главное и сохранить научно-методическое единство. По ее мнению огромное количество мелких курсов, существующее сегодня, не дает возможность квалиметрировать результаты. Необходимо укрупнять курсы и выстраивать учебный процесс таким образом, чтобы студент знал свой учебный план и хорошо понимал, какие компетенции по окончании каких курсов он сможет получить.

Университет не может себе позволить революционных преобразований, отметила ректор, и только научно-педагогическое сообщество может знать, какие знания и компетенции потребуются специалисту через 4 года.